В настоящее время в России не все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, знают о том, что на них возложены обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Когда указанные лица сталкиваются с информацией о новых для себя обязанностях, а происходит это как правило уже в кабинете Прокуратуры, возникает множество вопросов: в каких случаях на них эти обязанности распространяются, какие именно обязанности на них возложены и как их исполнить.
Разъяснения для лиц, оказывающих юридические и/или бухгалтерские услуги представлены экспертом в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ/ФРОМУ Пинигиной Еленой - генеральным директором ООО МЭЦФМ «Национальное достояние»
Статья 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) устанавливает, что некоторые обязанности в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) в отношении идентификации клиентов, разработки правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, назначения специального должностного лица, фиксирования и хранения информации, прохождения обучения в форме целевого инструктажа распространяются в том числе на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и/или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Учитывая положения ст. 7.1 только в указанных случаях обязанности в сфере ПОД/ФТ возлагаются на компании и предпринимателей, оказывающих подобные услуги.
Что понимает Росфинмониторинг под обеспечением деятельности организаций?
Еще в июле 2018 года Федеральная служба по финансовому мониторингу разместила на своем сайте Информационное письмо №45 от 19.07.2018 «О применении отдельных норм Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг». http://www.fedsfm.ru/
В указанном письме Росфинмониторинг ответил на вопрос: «Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности» и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?»По нашему мнению, ответ Росфинмониторинга можно считать исчерпывающим.
«Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.
Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.
Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.
Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.
При этом субъектом исполнения статьи 7.1. Федерального закона№ 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.».
С учетом ответа Федеральной службы по финансовому мониторингу, каждая вторая организация или каждый второй предприниматель, оказывающий юридические и/или бухгалтерские услуги, является субъектом Федерального закона №115-ФЗ, относящимся к иным лицам статьи 7.1.
Какие обязанности распространяются на лиц, оказывающих юридические и/или бухгалтерские услуги?
Мы опишем самые основные обязанности, которые необходимо исполнить в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
-
Подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.
Процедура подключения к личному кабинету достаточна проста и осуществляется субъектом самостоятельно. Подробно Росфинмониторинг описал процедуру в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 26.01.2018 http://www.fedsfm.ru/
-
Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля или возложить приказом обязанности на себя.
До осуществления функций специального должностного лица, лицо должно пройти обязательное обучение в форме целевого инструктажа и получить свидетельство.
Обучение вы можете пройти в нашей организации путем прослушивания вебинара и получить свидетельство почтой или курьером. Наша компания является партнером МУМЦФМ, учрежденного Росфинмониторингом и имеет право проводить обучение в форме целевого инструктажа. Записаться на обучение
-
Разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Росфинмониторинг рекомендует при разработке правил внутреннего контроля, лицам, оказывающим юридические и бухгалтерские услуги, руководствоваться требованиями к правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Правила внутреннего контроля необходимо разрабатывать с учетом указанного Постановления, но с учетом того, что не все обязанности Федерального закона №115-ФЗ распространяются на лиц статьи 7.1, а значит не все программы, установленные Постановлением №667, подлежат отражению в правилах.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ вы можете заказать в нашей профильной компании, которая занимается разработкой правил уже 11 лет.
-
Проводить идентификацию клиентов и фиксировать полученные сведения в анкете, форму которой вы утверждаете самостоятельно. Требования к объему информации, которую необходимо установить и зафиксировать в анкете, установлены Приказом Росфинмониторинга №366, который распространяет свое действие в том числе и на лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона.
Отдельно стоит отметить, что закон не возлагает на лиц статьи 7.1 обязанностей по предоставлению отчета в Росфинмониторинг не реже чем раз в три месяца, так называемого «ежеквартального», а также по информированию Росфинмониторинга, о сделках подлежащих обязательному контролю.