По просьбам субъектов закона №115-ФЗ пояснения по методическим рекомендациям дает Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт в области финансового мониторинга и ПОД/ФТ, руководитель МЭЦФМ «Национальное достояние».
На что стоит обратить внимание в соответствии с выпущенными рекомендациями
Все что изложено в методических рекомендациях новостью для нас конечно не является. Обязанности по выявлению публичных должностных лиц (далее – ПДЛ) и порядок их приема на обслуживание изложены в законе №115-ФЗ, и их давно необходимо было выполнять. Ценность указанных методических рекомендаций, безусловно, велика как для нас – экспертов сферы ПОД/ФТ, так и для субъектов «антиотмывочного» закона т.к. для многих ранее не была ясна позиция Росфинмониторинга о способах выявления публичных должностных лиц.
На всех семинарах и вебинарах, где я выступаю в качестве спикера программ целевых инструктажей в целях ПОД/ФТ, я демонстрирую слушателям анкету, которая представляется клиенту для заполнения, в целях принятия субъектами закона №115-ФЗ мер, направленных на выявление, в том числе публичных должностных лиц. Приятно видеть в методических рекомендациях Росфинмониторинга именно тот способ выявления, который мы много лет рекомендуем нашим слушателям. Форму анкеты мы представляем и вам для использования в работе. В представленной форме для клиента – физического лица, клиент сразу ответит вам и другие вопросы, о наличии у него бенефициарного владельца, выгодоприобретателя. Скачать анкету для клиента
И так, Росфинмониторинг рекомендует использовать для выявления публичного должностного лица анкетирование и устный опрос одновременно.Сначала клиент заполняет анкету, которую вы ему предлагаете, а после заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.
Т.е. согласно рекомендациям, организациям и предпринимателям необходимо подготовить для клиента справочные материалы, из которых клиент сможет сделать правильные выводы о своем статусе или связи с лицами, имеющими статус публичного должностного лица и ответить на вопросы.
По результатам анкетирования и устного опроса Росфинмониторинг рекомендует обратиться к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), ООО «Интерфакс - Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
В случае, если ваш клиент оказался публичным должностным лицом или его родственником (в т.ч. супругом), принятие его на обслуживание осуществляется в особом порядке.Принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц можно только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия (далее – уполномоченное должностное лицо).
При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля1.
Таким образом, нам необходимо разработать указанную форму и утвердить ее по организации или у индивидуального предпринимателя.
Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.