Внимание! Некредитным финансовым организациям.
25 января с сети интернет появилась статья о том, что с 23 марта 2019 года отчеты в Росфинмониторинг будут сдаваться еженедельно» (имя автора скрыто по этическим соображениям). Информацию среди своих клиентов о «новой обязанности» далее распространила еще одна компания, работающая на рынке представления услуг сферы финансового мониторинга и ПОД/ФТ.
В Межрегиональный экспертный центр финансового мониторинга «Национальное достояние», руководителем которого я являюсь, начали поступать вопросы от наших постоянных клиентов и подписчиков. Вопросы касались правдивости размещенной информации и ее юридического обоснования. Нас просили подтвердить нормами закона, распространенную автором статьи информацию, которая крайне удивила многих, или юридически подтвердить необоснованность сделанных автором выводов.
В целях исключения неправильного понимания норм законодательства, и как следствия его нарушения со стороны некредитных финансовых организаций, а главное в целях исключения направления в Росфинмониторинг информации еженедельно с 23 марта, я даю заключение по вопросу якобы нормативно закрепленной на сегодняшний день обязанности для некредитных финансовых организаций сдавать отчет в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов по Перечням еженедельно.
Нет такой обязанности, как информировать Росфинмониторинг о каждой проведенной проверки клиентов по Перечням! И Указанием Банка России №4937-У, которое вступит в силу с 23 марта 2019 не закреплено такой обязанности.
Юридическое обоснование выводов
Ранее я писала о вступлении с 23 марта 2019 года Указания Банка России от 17 октября 2018 г. № 4937-У “О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которое выпущено взамен Указания Банка России от 15 декабря 2014 г. N3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
«организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, нормативные акты банка России должны быть приведены в соответствие.
И напомним, о существующей ранее обязанности НФО, установленной ст. 7 закона №115-ФЗ «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».
- о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - результаты проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ)
- и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - результаты проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ) (далее при совместном упоминании - результаты проверки).
Т.е. одним ФЭС о результатах проведенных проверок по двум Перечням.Внимание! Сроки проведения проверки, установленные пп. 7 п. 1 ст. 7 и п. 6. Ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ, о которых идет речь в указанном выше абзаце, на сегодняшний день не изменились, и в новом Указании Банка России речь идет о ФЭС, сформированном в результате проверок, проведенных в сроки, установленные Федеральным законом №115-ФЗ.
Далее п. 4 нового Указания Банка России, закрепляет срок направления информации о результатах этих ДВУХ проведенных проверок в Росфинмониторинг.
«ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, должно направляться НФО в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок.».
В указанном абзаце текст «каждой из этих проверок», явно читается, как указание на проверку в соответствии со ст. 7 и в соответствии ст. 7.5, а не как указание представлять ФЭС после каждой проведенной проверки по Перечням, в случае их обновления.
В распространённой 25 января статье, именно наличие этого текста указано в качестве обоснования появления обязанности с 23 марта еженедельно информировать Росфинмониторинг о результатах проверок.
Напомним, что проводить проверку клиентов по Перечням в случае их изменений, НФО обязаны, но результаты проверки в соответствии с 6. Приложения 3 к Положению Банка России от 12 декабря 2014 г. N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, "сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента, должны включаться в анкету (досье) клиента.
Как видно периодичность проведения проверок, установленная Федеральным законом №115-ФЗ на сегодняшний день не изменилась, срок направления информации о результатах проверок тоже остался прежним. Никаких Федеральных законов, вносящих изменения в периодичность проведения поверок не опубликовано, проектов на обсуждение не представлено.
И я призываю некредитных финансовых организаций не следовать советам которые основаны на искаженном толковании норм закона и вводят субъектов закона №115-ФЗ в заблуждение. Тем более что до 23 марта 2019 года еще многое может измениться.
Внимание! Данная статья должна использоваться далее с учетом возможных изменений в законодательстве, пожалуйста, всегда учитывайте актуальность статьи на день ее использования.
Обращаю ваше внимание! В случае, если в ст. 7 и ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ внесут изменения, связанные с периодичностью проведения проверок клиентов по Перечням лиц, причастных к терроризму и экстремизму, и к распространению оружия массового уничтожения, измениться и периодичность информирования Росфинмониторинга о результатах этих проверок.